Недавно прочитал книгу Тины Силиг “Разрыв шаблона: как находить и воплощать прорывные идеи” (перевод Seelig Tina, inGenius: A Crash Course on Creativity).
В книге рассказывается о том, как стимулировать инновационное мышление и генерировать новые идеи. Каждая глава задает определенный подход к творчеству, эффективность которого показывается на множестве примеров.
Несмотря на то, что многие приемы, описанные в книге, хорошо известны и лежат на поверхности, я получил огромное удовольствие от её прочтения. Если ваш бизнес нуждается в оригинальных идеях, то “Разрыв шаблона” будет очень кстати. Главное, стараться применять полученные знания на практике.
Пожалуй, главная мысль, которую я вынес из книги: мозг очень пластичный инструмент и хорошо поддается тренировке. Даже нетворческие люди могут научиться создавать оригинальные вещи, стоит только захотеть.
Конспект книги
Чтобы закрепить информацию я решил в процессе чтения сделать очень краткий конспект с основными тезисами из каждой главы.
Введение. Идеи не дешевы — они бесплатны
Идеи бесплатны, но при этом они очень ценны.
Лучший способ предсказать будущее — создать его.
Алан Кей
Глава 1. Начните революцию
Если бы мне дали час на решение задачи, от которой зависела бы моя жизнь, то 55 минут я бы потратил на то, чтобы точно сформулировать вопрос. А для того чтобы ответить на правильно поставленный вопрос, мне нужно не больше пяти минут.
Альберт Эйнштейн
Наше представление об объекте зависит от точки зрения.
Представьте себе, как видят одну и ту же ситуацию разные люди.
В 1977 году был снят фильм Десятые степени (Powers of Ten). В начале фильма камера показывает пикник возле чикагского озера. Каждые 10 секунд камера удаляется от начальной точки съемки в 10 раз. Очень быстро мы оказываемся за пределами Земли, и вскоре наша Галактика становится неразличимой точкой. Затем камера возвращается к начальной точке и начинает приближаться к руке человека, превращаясь по сути в микроскоп. Таким образом камера, направленная на один и тот же объект, показывает совершенно разные вещи.
Этот фильм доступен на YouTube, и вы можете его посмотреть:
Еще один способ изменить собственное видение проблемы — задать вопрос «Почему?» или Зачем?». Вполне возможно, что проблему можно решить более простым способом, если узнать о ней больше информации.
Глава 2. Выпустите пчел
Если объединить несколько привычных вещей вместе, можно получить что-то совершенно новое и оригинальное.
Для стимулирования генерации новых идей очень полезно общаться с разными людьми (взаимное опыление).
Глава 3. Раз, два, три — прыжок!
Одна и та же задача имеет, как правило, несколько решений. Обычно, первое пришедшее в голову решение будет не самым лучшим.
Правильно организованный мозговой штурм позволяет сгенерировать множество хороших идей и выбрать самые оптимальные из них.
Глава 4. Обратите внимание!
Очень часто новые идеи буквально окружают нас повсюду. Надо только проявить внимательность.
Глава 5. Настольное королевство
Наши дома и рабочие места — это сцены, на которых мы ежедневно играем свою роль.
Окружающая обстановка может стимулировать творчество или, наоборот, убивать креативность. Человек реагирует на пространство вокруг себя с рождения. У детей, выросших в стимулирующей среде, лучше развит неокортекс – часть коры головного мозга. Такие дети впоследствии лучше решают когнитивные задачи.
Не менее важно создать креативную обстановку и в офисе. И речь идет не только о дизайне помещений, но и о их функциональности, и о наполнении. Сотрудники должны иметь возможности как для эффективного общения друг с другом, так для уединения. А предметы, наполняющие офис, могут помочь в появлении новых идей.
Глава 6. Подумайте о кокосах
Ограничения окружающей среды стимулируют творчество. Например, имея много времени на решение задачи большинство людей будут прокрастинировать, но когда дедлайн уже близок, откуда не возьмись приходит вдохновение и задача решается за короткий срок.
Но не только время является стимулирующим ограничением. Например, Твитер позволяет создавать сообщения длиной всего 140 символов. Необходима отличная изобретательность, чтобы зацепить читателя таким коротким текстом.
В малобюджетном фильме “Монти Пайтон и священный грааль” есть эпизод с топотом лошадей в тумане. Бюджет картины был так низок, что ни о каких лошадях не могла идти речь, поэтому вместо цоканья копыт один из героев фильма стучит кокосовыми орехами. В итоге сцена получилась гораздо смешнее.
Часто финансовые и временные ограничения стартапов приводят к созданию более качественных продуктов. У них просто нет другого выбора: либо они выпустят полезный продукт, либо прекратят существование.
Иногда можно попробовать противоположный подход: отказаться от всех или части ограничений. Что если мы можем предложить клиентам новые возможности без учета финансовой выгоды?
К примеру, до 2002 года Amazon предлагал бесплатную доставку своей продукции во время праздников, но не в течение оставшейся части года. Было ясно, что клиентам нравилось это предложение и они приобретали больше товаров, когда не нужно было платить за доставку. На первый взгляд, не было способа предложить эту выгоду круглый год, потому что доставка стоит дорого и отмена платы отразится на прибыли. Но руководство Amazon задалось вопросом: если бы это не затрагивало финансы, ввели бы они бесплатную доставку? Ответ был четким: да. Тогда они выяснили, как эту систему заставить работать. Найдя пути увеличения объема поставок, они в итоге смогли договориться о более низких ценах на доставку, что сделало решение выгодным для всех.
Глава 7. Переставляйте кормушку
Правила вовлечения и поощрения, используемые в играх, можно перенести и в реальную жизнь (геймификация), что создаст положительные стимулы для генерации новых идей.
Важно как можно быстрее видеть результаты своей работы (индикатор прогресса, очки в играх), в этом случае возникает желание все время вносить какие-нибудь улучшения.
Необходимо ставить как долгосрочные цели, так и краткосрочные (обычные монстры и босс в конце уровня). Получая поощрение за решение небольших задач, гораздо проще двигаться к основной цели (до которой может быть несколько месяцев или лет работы).
Социальное взаимодействие увлекает нас не только в играх, но и в жизни.
Время от времени, необходимо менять правила (переставлять кормушку), чтобы стимулировать сотрудников к поиску новых решений.
Если вы хотите стимулировать творческий процесс, создайте среду, наполненную соответствующими стимулами. Чтобы сотрудники разрабатывали новые идеи более активно, обеспечьте их обратной связью и покажите, что цените их труд. Если мечтаете выйти за рамки стандартных решений, воспринимайте работу как игру и создавайте для нее правила, позволяющие более эффективно достигать как промежуточных, так и глобальных целей.
Глава 8. Зефирка на вершине
Командная работа позволяет создавать инновационные решения. Но результат во многом зависит от состава команды и используемых методов работы. Эффективная команда состоит из людей с разными точками зрения и стилями. Они работают в игровой форме и быстро получают положительную обратную связь.
Глава 9. Двигайтесь быстрее и не бойтесь что-нибудь сломать
Не бойтесь проводить эксперименты. Рассматривайте отрицательный результат эксперимента не как неудачу, а как полезную информацию, которая позволит вам сделать еще один шаг к цели.
Показывайте свою работу другим (коллегам, друзьям, заказчикам) как можно раньше. После критики откажитесь от неудачных идей.
Успешные компании стимулируют сотрудников к экспериментам. Многие популярные продукты были созданы только благодаря множеству неудачных экспериментов.
Глава 10. Если что-то может пойти не так, исправьте это!
От вашего отношения к проблеме зависит результат. Когда люди думают, что у задачи нет решения, то они его и не найдут. Те же, кто считает, что решение существует, всего скорее добьются успеха.
Исследования Бабы Шива, п рофессора Стэнфордской школы бизнеса, показывают, что, сталкиваясь со сложной задачей, мы можем мыслить двумя способами. Первый тип мышления основан на сильном страхе неудачи, и люди с таким складом ума боятся браться за задания, с которыми могут не справиться. Второй тип людей не провалиться боятся, а упустить выгодную возможность. Такие охотнее берутся за проекты с непредсказуемыми результатами, потому что хотят использовать даже самый маленький шанс на успех.